Железнодорожники в Великой Отечественной войне…

ОТЧИЗНУ СБЕРЕЧЬ ПОМОГЛИ

 

А мужчины на фронте – кто на танке, кто пешим –

Той нелегкой работы отхватили сполна,

Мы их вспомним сегодня и немножко потешим –

 Выпьем все за Победу по бокалу до дна.

 

Разбросала война паровозников –

Сотни три в землю-мать полегли,

Но Отчизну сберечь помогли…

(Из поэмы Г.Сергеевой к 100-летию локомотивного депо Котлас)

 

В России празднуется ежегодно в первое воскресенье августа День железнодорожника – это профессиональный праздник всех работников железной дороги, вне зависимости от занимаемой должности, среди них проводники, машинисты, монтажники и ремонтники, их руководство, сотрудники вокзалов, трамвайных депо, метрополитенов. Это событие учреждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 № 3018-X «О праздничных и памятных днях».

День железнодорожника в России берёт начало ещё в позапрошлом веке. 28 июня 1896 года был издан приказ о чествовании работников стального полотна. Дату приурочили к именинам императора Николая I, считавшегося основателем этого вида транспорта. Она была выходным днем. С приходом советской власти все торжества во славу свергнутой монархии ликвидировали. В 1936 году традиция была возобновлена. Проводить мероприятия назначили на 30 число июля месяца, а в 1940 – перенесены на первое воскресенье августа.

 В годы Великой Отечественной войны советский железнодорожный транспорт внес огромный вклад в общенародное дело победы над врагом. Они не только круглосуточно обеспечивали пропуск эшелонов с войсками к фронту, а также перевозили грузы продовольствия, боевой техники, снаряды, вооружения. Справлялись с осмотром и ремонтом вагонов, перевозили людей, целые предприятия, музейные ценности. С первых дней войны в результате вражеских бомбардировок советские железные дороги были серьезно разрушены. Но и в этих в тяжелейших условиях отношение работников к железнодорожной технике оставалось очень бережным: даже разрушенные и затопленные паровозы в массе своей были затем восстановлены (известно, что под Одессой затопленные паровозы подняли со дна моря и отремонтировали – их так и называли «черноморы»). Из Ленинграда паровозы эвакуировали на баржах вместе с предприятиями и людьми. Железнодорожный транспорт стал спасением для сотен тысяч раненых. 6 тысяч вагонов было выделено для санитарных поездов. При этом такой состав представлял собой не просто средство для транспортировки раненых – это был госпиталь на колесах, полноценное лечебное передвижное учреждение, включавшее операционные, многочисленные койки, бани, прачечные и подсобное хозяйство, а иногда даже… огороды на крышах!

Железнодорожники, понятно, строили и водили бронепоезда, но также они собирали деньги на их постройку; в этой акции принимали участие даже подростки и дети. Представители всех железнодорожных профессий внесли свой огромный, соразмерный значению ж/д транспорта для фронта и тыла, вклад в Победу.

В наше мирное время невозможно в полной мере осознать масштаб и важность задач, которые были возложены на железную дорогу в годы Великой Отечественной войны.

В Москве в центре площади трех вокзалов на той же аллее, где расположен памятник первому министру путей сообщения Российской империи Павлу Петровичу Мельникову разместился Монумент Памятникам воинам-железнодорожникам.

Автором нового памятника стал известный советский и российский скульптор Салават Щербаков.

Композиция выполнена в духе советских памятников людям труда, что неудивительно. Над концепцией скульптору Салавату Щербакову помогали работать представители Совета ветеранов железнодорожного транспорта. Уместить в эту композицию попытались по максимуму: у основания на низком гранитном цоколе располагаются пять фигур, представляющих основные профессии железнодорожников: машинист, женщина — монтёр пути, руководитель дороги, стрелочница и дорожный мастер. Венчает композицию орден Победы, а с четырёх сторон размещены рельефные изображения ремонтных работ на железной дороге, а также бронепоезда и паровоза. Надпись на монументе гласит: «Без подвига железнодорожников не было бы нашей Победы…» (Г. К. Жуков).

 

Роза Фатихова Сотрудник МБУ «Альметьевский краеведческий музей»

Прикреплённые изображения: 
Источник: 
https://tatfrontu.ru/news/zheleznodorozhniki-v-velikoy-otechestvennoy-voyne
Язык: 
Русский