Дорога жизни

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась 872 дня (8 сентября 1941 – 27 января 1944). Первоначально сами ленинградцы даже не подозревали, что несет это страшное слово, чем обернется блокада. Особенно тяжело пришлось защитникам города в октябре-ноябре 1941 года. Город буквально засыпали зажигательными бомбами, массированные обстрелы продолжались все дни блокады.
Выстоять и выжить ленинградцам помогла Дорога жизни (официально Военно автомобильная дорога № 101). Наверное, более точного названия для этой ледовой переправы нельзя было придумать.
С весны по осень продовольствие и боеприпасы в осажденный город поставляли на катерах и баржах. А когда озеро замерзало, по его поверхности тянулись вереницы грузовиков. Ледовую переправу протяженностью около
30 километров наладили уже в ноябре 1941-го. Всего лишь за пять дней – был разработан и проложен ледовый маршрут. Запуск автомобильного движения по тонкому ноябрьскому льду оказался рискованной затеей. Из-за особенностей рельефа дна и сильных ветров Ладожское озеро замерзало неравномерно. Сотрудники Физтеха -Ленинградского физико-технического
института разработали специальные правила передвижения по льду.
Сколько жизней забрала ладожская трасса, точно неизвестно. За время существования Дороги жизни под лед провалились 327 машин. Погибали
зенитчики, ремонтники, погонщики конных подвод, девушки- регулировщицы – все те, кто обеспечивал бесперебойную работу ледовой
переправы. Но больше других рисковали жизнью водители. Настоящий подвиг во время блокады Ленинграда совершили и военные водолазы. Они
строили на Дороге жизни причалы, поднимали со дна провалившиеся под лед грузовики и затонувшие баржи с продовольствием. Благодаря военным водолазам и инженерам-гидротехникам жители блокадного Ленинграда не остались без света, а защитники города – без горючего. Весной 1942 года по дну Ладожского озера проложили трубопровод для бензина и керосина, а летом протянули подводный электрический кабель.
Немецкое командование так и не дождалось полного разорения города на Неве. Осенью 1942-го фюрер внезапно перебросил самые боеспособные части вермахта с ленинградских рубежей в направлении Москвы. Спустя несколько месяцев советские войска прорвали блокаду, а 27 января 1944 года сняли ее полностью.
На протяжении всего пути «Дороги жизни» в послевоенные годы установлены памятники, монументы и памятные столбы.

Источник: 
https://tatfrontu.ru/news/doroga-zhizni-4
Язык: 
Русский